Противодействие экстремизму

ПАМЯТКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ

Памятка по противодействию экстремизму

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике экстремизма.

Памятка для спортсменов и персонала

«Противодействие экстремизму»

Что такое экстремизм

Основные признаки экстремистской деятельности:

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие на их организации, подготовке и осуществлении, в т. ч. путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Основные особенности экстремизма в молодежной среде

Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее.

Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

Экстремизм наблюдается чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же где условия способствуют игнорированию прав личности.

Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.

Экстремизм характерен для обществ и групп, принявших идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Кто подвержен риску стать экстремистом

Наиболее опасным с точки зрения вхождения е поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы — они», Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тотальная секта, дающая простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

Описывая обобщенный, собирательный «портрет» экстремиста, следует

сказать, что его наиболее существенными чертами являются:

  • предпочтение силовых вариантов при решении жизненных задач;
  • стремление идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых

методов;

  • нечувствительность к чужой боли, страданиям и потерям;
  • неприятие консенсуса;
  • относительно невысокие показатели интеллекта;
  • замещение моделей действий, основанных на знании, воображением.

Перечень основных прав каждого человека

Для того чтобы не стать жертвой экстремистских организаций, необходимо

помнить свои права, соблюдать и уважать права других людей.

Основные права личности:

  • быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;
  • чувствовать уважение к себе;
  • принимать решение о том, как проводить время;
  • спросить о том, в чем есть необходимость;
  • быть выслушанным и воспринятым всерьез;
  • иметь свое мнение;
  • придерживаться определенных политических взглядов;
  • делать ошибки;
  • говорить «нет», не испытывая чувства вины;
  • отстаивать свои интересы;
  • говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;
  • иногда терпеть неудачу;
  • говорить «я не понимаю»;
  • делать заявления, не требующие доказательств;
  • получать информацию;
  • иметь успех;
  • отстаивать свою веру;
  • придерживаться собственной системы ценностей;
  • иметь время на принятие решений;
  • брать на себя ответственность за собственные решения;
  • иметь личную жизнь;
  • признаваться в незнании;
  • меняться (развиваться);
  • выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;
  • не нести ответственности за проблемы других людей;
  • заботиться о себе; иметь время и место для уединения;
  • быть индивидуальностью ;
  • запрашивать информацию у профессионалов;
  • не зависеть от одобрения других людей;
  • самому судить о собственной значимости;
  • выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;
  • быть независимым;
  • быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;
  • не оправдываться.

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его, облегчает решение проблемы профилактики экстремизма и воспитания толерантности

Признание — это способность видеть в другом человеке именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие — это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание — это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек